Франчайзинг — развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. В мировой предпринимательской практике появление франчайзинга относится к началу 1800-х годов. В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. Франчайзингом может заниматься предприятие малого, среднего или большого бизнеса.
Работа под маркой известной зарубежной компании – один их самых надежных путей к построению успешного бизнеса. Франчайзеры - иностранцы работают в России по двум схемам. В первом случае головная компания находится за границей, а в нашей стране работает ее специальный представитель. Все решения о выдаче франшизы принимает иностранный офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти.
Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть перечисляет за границу.
Многие иностранные компании до сих пор опасаются выходить на российский рынок франчайзинга, так как в России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. Есть только глава Гражданского кодекса - "Коммерческая концессия". Кстати, определение, данное концессии в кодексе, совпадает со всеми чертами франчайзинга: общая марка, технологии, плата за использование имени и т.д.
Договор коммерческой концессии (Contract of commercial concession) – договор, в соответствии с которым правообладатель дает пользователю за вознаграждение право использования в предпринимательстве своих исключительных прав, например, на фирменное наименование.
Некоторые иностранные франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, ущемляющие их интересы. Требуется регистрировать договор коммерческой концессии в налоговой инспекции. В результате, полагают иностранные франчайзеры, возникает опасность утечки конфиденциальных положений договора от регистраторов к третьим лицам. Франчайзинговый договор можно расторгнуть по любым мотивам, достаточно уведомить об этом своего партнера за шесть месяцев до прекращения отношений. Однако обе стороны вкладывают в проект немалые средства, и необоснованный разрыв договоренностей может обернуться для одной из них большими убытками. Поэтому в международной практике договор франчайзинга может быть прекращен в одностороннем порядке только в том случае, если один из партнеров не выполняет свои обязательства.
В связи с вышеописанными аспектами и трудностями при налаживании бизнеса с участием иностранных франчайзеров не обойтись без помощи профессиональных юристов и специалистов, имеющих большой опыт в данной области. Наш юридический центр правовой поддержки бизнеса окажет все необходимые юридические консультации, связанные с франчайзинговыми отношениями. |